ДВА УНИКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТА

Брест давно ждал и реконструкцию Кобринского путепровода, и строительство путепровода «Западный обход». «За те средства, которые на протяжении многих десятилетий были потрачены на топливо, израсходованное за время простоя автотранспорта в пробках и в ожидании проезда железнодорожных составов, можно было построить сооружения из чистого золота», – так однажды, еще в восьмидесятые годы прошлого столетия, в сердцах высказался один мой знакомый водитель, простоявший в ожидании окончания маневров железнодорожного подвижного состава у закрытых переездов более получаса. Впрочем, и время, как известно, тоже деньги, а уж его-то было потрачено водителями и автотранспортом в виде простоев просто не меряно.

И вот, наконец, Брест находится в ожидании своего 1000-летнего юбилея и окончания строительства новых мостовых сооружений, которые кардинально изменят транспортную логистику в городе, сберегут не одну сотню тонн автомобильного топлива и, конечно же, самое важное – сэкономят время.

Строительство мостов – дело далеко не простое, а реконструкция Кобринского путепровода и строительство путепровода «Западный обход» отличаются особой сложностью и спецификой. Наряду с технико-экономической целесообразностью и надежностью здесь большое значение придается эксплуатационным достоинствам, безопасности движения и архитектуре. И в этой ситуации грамотные проектные решения, а также опыт работы строителей являются залогом технологичности проведения строительных работ и высоких темпов строительства.

Субподрядчиком при реконструкции и строительстве указанных сооружений выступает филиал «Мостоотряд №58» ОАО «Мостострой». И следует сказать, что опыта этой мостостроительной организации не занимать…

Об истории развития предприятия в нескольких словах нам рассказал директор филиала Олег Владимирович Белый.



Директор филиала "Мостоотряд № 58" Олег Владимирович Белый

«После освобождения нашей республики от немецко-фашистских оккупантов в феврале 1944 года для строительства, восстановления и реконструкции железнодорожных мостов приказом Министерства путей сообщения был сформирован Мостиопоезд-811. Еще шла война на территории Европы, а Мостопоезд, несмотря на трудности военного времени, уже начал восстанавливать разрушенные войной мосты. Первым объектом Мостопоезда был мост у станции Мосты Гродненской области, где на месте взорванного немцами старого было построено новое сооружение.

В 1945 году Мостопоезд-811 вошел в состав Мостовосстановительного управления №5 Западно-Двинского бассейна, которое занималось восстановлением разрушенных во время Великой Отечественной войны крупных мостов на территории Прибалтийских республик, Белорусской ССР и Калининградской области Российской Федерации.

В 1975 году в результате структурной перестройки на базе Мостопоезда-811 был создан Мостоотряд №58. С учетом государственного суверенитета Республики Беларусь в 1991 году Мостостроительный отряд №58 был зарегистрирован как государственное предприятие, а в 2000 году преобразован в открытое акционерное общество «Мостостроительный отряд №58». В январе 2017 года на основании решения общего собрания акционеров, ОАО «Мостоотряд №58» было присоединено к ОАО «Мостострой» и реорганизовано в филиал «Мостостроительный отряд №58».

Что касается производственной деятельности Брестской мостостроительной организации, то за время работы в качестве филиала Мостоотрядом №58 было построено, реконструировано и отремонтировано свыше 652 искусственных сооружений. В их числе 417 железнодорожных мостов, 210 автодорожных мостов и путепроводов и 30 пешеходных мостов. Кроме этого филиал принимал участие в работах по реконструкции плотин и судоходных шлюзов. Следует отметить, что филиал «Мостоотряд №58» за многие годы работы на рынке работ и услуг зарекомендовал себя как надежный партнер, регулярно подтверждающий высокий профессионализм трудового коллектива.

«Сейчас, – говорит директор филиала «Мостоотряд №58», – предприятие ведет два основных объекта – это реконструкция Кобринского путепровода и строительство путепровода «Западный обход». Оба объекта по-своему уникальны, как, впрочем, и любое искусственное сооружение. Во-первых, в соответствии с проектом, имеют место достаточно непростые конструкционные и технологические решения. Во-вторых, условия производства строительно-монтажных работ усложнены местонахождением объектов. Практически оба объекта находятся в центральной части города.

Что касается Кобринского путепровода, его реконструкция ведется без остановки движения и автомобильного, и железнодорожного транспорта. Заказчиком является УКС городского ЖКХ, генеральным подрядчиком ОАО ДСТ № 4 г. Бреста. В начале строительства было предложено оставить на Кобринском путепроводе для автотранспорта только две полосы движения, однако после детального изучения ситуации было принято решение сохранить две полосы при движении из центра на Восток и одну в центр города. Конечно, пришлось менять последовательность проведения работ, применять неординарные технологические решения, однако все это практически не повлияло на сроки выполнения работ. К сентябрю текущего года первая очередь Кобринского путепровода будет сдана в эксплуатацию».

Волею случая мы присутствовали при установке первой балки нового Кобринского путепровода и засняли этот исторический момент. Балки – это поистине гигантские железобетонные изделия. Их изготавливают на Фанипольском заводе железобетонных мостовых конструкции и доставляют «Мостоотряду №58» по железной дороге.

«Что касается «Западного обхода», – продолжил Олег Владимирович, – то здесь по праву можно вести речь о грандиозном масштабе строительства, о гиперпроекте. Такое проектное решение, как двухуровневое кольцо, – развязка над речицкими железнодорожными переездами для нашего города, как, впрочем, для всей Беларуси, является поистине уникальным. Она полностью монолитная, а такие виды работ сами по себе носят уникальный характер. К настоящему времени на «Западном обходе» выполнено практически половина строительно-монтажных работ. Заканчиваются работы по установке стоек, ригелей на опоры, ведется монтаж балок и устройство монолитного кольца.

Генеральным подрядчиком строительства путепровода выступает «Стройтрест №8». Заказчиком строительства объекта, как и реконструкции Кобринского путепровода, является УКС городского ЖКХ. Задача всех строителей, участвующих в реализации этого чрезвычайно важного для города проекта, пустить движение по новому путепроводу в сентябре 2019 года.

Следует сказать, что строительство «Западного обхода» проводилось в два этапа. Первый этап, или первая очередь путепровода, была построена, когда был введен в эксплуатацию Берестейский мост через реку Мухавец в районе Брестской крепости».

В настоящее время численность работников филиала «Мостоотряд № 58» составляет порядка 200 человек. Более 120 из них – линейные работники, занятые непосредственно на строительно-монтажных работах по возведению мостовых конструкций. Филиал располагает достаточно мощной производственной базой, в которую входит завод по производству бетонной смеси, позволяющий производить бетон объемом 9 тыс. м3 в год. Также имеется цех зимнего бетонирования, где круглогодично изготавливаются бетонные и железобетонные конструкции. Кроме этого в состав производственной инфраструктуры входят пропарочные камеры, стенд по изготовлению железобетонных конструкций, столярный цех, пилорама, арматурный цех, компрессорная, подъездные железнодорожные пути и котельная для обогрева производственных зданий, административного корпуса и генерации пара для пропарочных камер.

«Основные виды работ нашего филиала, – говорит Олег Владимирович, – связаны с бетоном, поэтому для нас важно, чтобы завод по производству бетонной смеси работал ритмично и без срывов. Именно поэтому в рамках модернизации предприятия в первую очередь мы сделали ставку на реконструкцию бетонного завода. Это будет практически новый завод, оснащенный современным технологическим оборудованием. К концу текущего квартала он уже должен начать производить продукцию. При проектировании и строительстве мы старались оснастить завод в основном отечественным оборудованием. В частности, такие наиболее важные узлы, как смесители, изготовлены производителями нашей страны.

В связи с увеличением объемов производства работ и срочностью их выполнения в последние годы установилась тенденция роста численности кадрового состава предприятия. Однако этот процесс коснулся только рабочего персонала. Оставляя численность руководящих работников на прежнем уровне, мы расширили их управленческие функции и увеличили нагрузку по объему выполняемых работ на каждого линейного инженерно технического работника».

Следует отметить, что такой процесс в полной мере можно назвать оптимизацией численности кадрового состава, так как соотношение рабочего персонала и инженерно-технических работников складывается в пользу рабочих.

По рекомендации директора филиала Олега Владимировича Белого, мы побывали на строительных площадках путепровода «Западный обход» и Кобринского путепровода, где активно ведутся строительно-монтажные работы.

На объекте «Западный обход» мы встретились с прорабом, руководящим производством работ, Александром Ищенко. В функции рабочих бригад прораба входит монтаж фасадных блоков на пролетном строении, устройство поперечных швов, монтаж балок пролетов и монолитные работы.

«При строительстве мостов, – говорит Александр, – ведущими являются монолитные и монтажные работы. Все они ведутся и до монтажа балок, и после их монтажа. Так что основными профессиями мостостроевцев являются монтажники, бетонщики, арматурщики и плотники. Сейчас на нашем участке работает 38 специалистов, которые объединены в две бригады. Возглавляют их опытные профессионалы высочайшей квалификации Владимир Михайлович Котелюк и Сергей Владимирович Омельянюк.

Сам объект «Западный обход» условно можно разделить на две части – это путепровод, или пролет 1-39, который связывает улицу Героев обороны Брестской крепости и по улице Поплавского доходит до улицы Брестских дивизий, и монолитное кольцо – наиболее сложное сооружение для исполнения. Однако стоит сказать, что квалификация и опыт работы специалистов нашего трудового коллектива позволят решить все возникающие вопросы и проблемы, связанные со строительством путепровода, и к 1000-летию города он будет сдан в эксплуатацию».

Побывали мы также и на объекте Кобринский путепровод, где полным ходом ведутся работы по его реконструкции. Темпы работы на объекте в полной мере дают основания полагать, что в скором времени брестчане избавятся от неудобств, связанных с проездом по старому Кобринскому путепроводу.

Сергей Семенов